Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Пятница, 22.11.2024
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 6
Показано материалов: 1-6

Научная социология

Изображение отсутствует!

Социология — это наука о законах становления, функционирования и развития общества. Она изучает социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов и социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.

Как наука социология начала формироваться в XIX веке. Это неудивительно, поскольку именно в этом веке изподданных политической власти и рабов божьих (по церковной терминологии) люди стати — хотя и медленно и не везде — превращаться в полноправныхграждан.

Это был период, когда граждане требовали и добивались политических и гражданских прав и свобод. Создание представительных учреждений (парламентов), завоевание всеобщего избирательного права, свободы слова, партий, профессиональных союзов и общественных организаций и многие другие подобные им процессы свидетельствовали о начале превращения населения из простого объекта власти в активного и самостоятельного субъекта общественной жизни.

Эта самостоятельность, относительная автономия населения, возросшее влияние избирателей на государственные органы управления потребовали научного изучения складывающейся новой реальности. Острые конфликты, прокатившиеся по ряду стран Европы на протяжении XIX века, показали, что старыми приемами, когда полностью игнорировались интересы и настроения граждан, управлять обществом стало опасно.

Но чтобы управлять, необходимо знать особенности объекта управления. И здесь столкнулись три основных направления социологической мысли. Одно из них отражало стремление господствующих слоев управлять новыми методами в новых условиях. Второе направление было обращено к коренному преобразованию общества, к созданию системы, свободной от пороков и несправедливостей. Третье пыталось и пытается действовать на основе сохранения старых приемов осуществления власти.

Первое из этих направлений искало и продолжает искать ответ на вопрос, как управлять этой массой, второе утверждало, что «коммунизм бродит по Европе, и час буржуазии пробил». Третья ориентация приводит к кризисам. Конечно, между основными идеологическими и научными направлениями было и сохраняется немало промежуточных. Отсюда — множество и разнообразие социологических школ, которое наблюдается и в наши дни.

Нередко это разнообразие связано также с идеологическими, политическими и научными интересами и симпатиями исследователей, примыкающих к той или иной социологической школе.

Нельзя отрицать и того, что власть не всегда соглашается учитывать «неприятные» оценки и рекомендации социологов. В политической практике велика роль субъективизма. Поэтому от социологии либо требуют обоснования уже принятых решений, либо всячески ограничивают научный поиск. Это обстоятельство объясняет, почему социология с трудом пробивала себе дорогу, а в некоторых случаях эти трудности и сейчас сохраняются.

Однако это разнообразие имеет более глубокие и существенные корни. Современные общества очень сложны. Они многомерны, многофакторны и многовариантны.


Подробнее

Уровни социологии

Изображение отсутствует!

Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе научного знания. Социология характеризуется разветвленной системой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью общественных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всегообщества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:

1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);

2. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;


Подробнее

Предмет, объект и задачи социологии

Изображение отсутствует!

Научный интерес к исследованию социальных фено­менов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монте­скьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального об­щества в странах Западной Европы, поэтому появилась са­мостоятельная наука — социология.


Подробнее

Социальное взаимодействие

Изображение отсутствует!

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».


Подробнее

Методы социологического исследования

Изображение отсутствует!

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет наэмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провестиприкладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

  • разведывательное;
  • описательное;
  • аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

  • на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;
  • для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;
  • в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

 

 


Подробнее

Социология конца XIX — начала XX в.

Изображение отсутствует!

Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.

Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук»социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе (Приложение, схема 1). Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.

Социологию Конт делит на два раздела: социальную статику, призванную изучать строение общества, его структурные элементы, и социальную динамику, раскрывающую законы развития социума.

По мнению Конта. подлинным социологическим элементом является семья, выступающая посредником между индивидом и обществом. А для поддержания порядка и прогресса в обществе (один из основных лозунгов учения Конта) необходима солидарность, которая подразумевает:

  • осознание обществом самого себя как единого целого;
  • дисциплину и ответственность;
  • профессиональное управление во всех сферах;
  • сотрудничество всех социальных групп.

Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.

Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий. В историческом развитии выделено три этапа (Приложение, схема 2).

Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.

Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.


Подробнее

Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
dle шаблоны, смотреть порнушку, торренты на русскомememdem.net