20:54 Когда возникла социология | |
Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт (1798—1857) в своем труде «Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830-1842). Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории человечества, когда наряду с государством появилась новая социальная сила — общество, оппонирующее ему и нередко противостоящее ему. Возникновение и оформление общества как самостоятельного социального феномена произошло в XVIII в. и означало появление на исторической арене таких ее движущих сил, как политические партии, профсоюзы, различные экономические, культурные и другие образования, которые объединяли людей, преследующих интересы и цели, отличные от целей и интересов господствующего класса, и выраженных в существовании соответствующих институтов и организаций. До этого времени и после него в социальной мысли нередко складывалась такая ситуация — говорили об обществе, а видели государство и размышляли о нем. Не в меньшей мере возникновению социологии способствовала революция в естествознании, ее успехи в биологии, астрономии, физике, химии. Возможности, продемонстрированные этими науками и применяемыми ими методами, произвели огромное воздействие на социальную мысль и побудили попытки применить их в обществознании. Отра- жением этой тенденции стал даже тот факт, что О. Конт, обратившись к опыту естествознания, вначале своего поиска называл науку об обществе «социальной физикой», высказав глубокую убежденность, что в социальной науке также можно найти подобные индикаторы и показатели, по которым можно судить о развитии общества. Еще одной из причин и предпосылок возникновения социологии как науки стал свершившийся факт отделения религии от процесса научного знания. До Нового времени, вплоть до XIX в. все проявления творческой — научной, художественной, любой созидательной — мысли начинались (искренне или по традиции) со ссылки на волю Божью. И лишь после этого начинались сами научные рассуждения и выводы. Ведь даже все великие открытия в науке всегда сопровождались религиозной аргументацией. Как, например, был выражен второй закон Ньютона? «Божественная сила равна произведению божественной массы на божественное ускорение». Эта ограниченность религиозной риторикой особенно касалась социальной мысли, которая до этого времени была не в полном смысле обществоведческой и не вполне наукой (в современной трактовке этого понятия). Поэтому огромное звучание получил мужественный ответ П. Лапласа (1749—1827), который в ответ на вопрос Наполеона, а где место Бога в его теории о небесной механике, гордо ответил, что он в такой гипотезе не нуждался. Социология возникла тогда, когда ее появление уже не требовало ссылки на некоторые теологические постулаты. И это во многом способствовало тому, что социологическая мысль не была скована догмами и канонами религий, что сделало ее облик совершенно светским и не предусматривающим влияния сверхъестественных сил (хотя такие попытки иногда и осуществлялись). Не менее важное влияние на появление социологии оказал поворот в стиле и способах мышления, в методах обобщения данных анализа. До сих пор размышления о сути социальных, политических и духовных проблем шли в так называемом нормативном режиме — так должно быть. Ведь еще Платон размышлял об идеальном государстве, которое должно соответствовать некоему умозрительному идеалу. Этому в той или иной мере следовали все писания, труды, богословские истории. Социология одна из первых поставила перед собой задачу осмыслить существующую, а не кажущуюся или желаемую реальность. Произошло и расширение объекта анализа. Ранее вся социальная мысль носила достаточно четко выраженную направленность, связанную с описанием (реже с анализом) политики и действий политических лиц (царей, ханов, королей, князей и т.д.). При рассмотрении проблем общества, особенно гражданского, обнаружилось, что много нового, существенного, значимого имеется за пределами политики — в ее социальной, экономической и духовной жизни (проблемы рынка труда, мировоззрения, идеологии, роли рабочего класса и т.д.). И наконец, самой основной причиной, приведшей к возникновению социологии как науки является тот факт, что общество предстало в человеческом измерении, ибо в условиях Нового временикаждый человек превращался в субъект исторического процесса. Более того, человек становится равнозначным субъектом наряду с государством и обществом. (Такая постановка вопроса противостоит спорам и полемике о том, что главнее — общество или человек.) Этот коренной поворот в социальной науке и социальной практике был осуществлен в результате побед великих буржуазных революций — английской и французской. Особенно это ярко было выражено во французской революции в конце XVIII в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучение сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений. Одновременно человек Нового времени стал носителем самых различных мировоззренческих ориентации, которые в значительной степени были связаны с его социально-классовой и профессиональной принадлежностью. Ответ на эти вопросы могла дать только новая наука, получившая название социологии. Основные вехи (этапы) развития социологам. С середины XIX в. исчисляется первый этап в ее развитии — этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О. Конт говорил о возможностях познания общества, то он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных — физических — законов или открытия им подобным. Социально-биологическая школа и ее основатель Г. Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при его познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа: Г. Тард, Г. Лебон, Ф. Теннис, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. Де-Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине XIX в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э. Реклю, Ф. Ратцеля, Л.И. Мечникова, отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская (экономическая) концепция в социологии, видными представителями которой были К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и до определенного времени П.Б. Струве, А.А. Богданов и М.И. Туган-Барановский. В основе этой концепции — решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роль революционной борьбы в решении социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление, представленное Н.М. Коркуновым, Л.И. Петражицким, П.И. Новгородцевым, Б.А. Кистяковским и Б.Н.Чичериным, которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали реально сложившиеся процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем. Развитие социологического знания на этом этапе не было безболезненным и беспрепятственным. Социологическая мысль нередко отождествлялась с социалистической со все вытекающими отсюда последствиями. Особенно наглядно это появлялось в царской России, когда произведения исследователей, претендующих на развитие этой отрасли знания, запрещались цензурой и приходилось печатать их за рубежом. В университетах не разрешалось открывать подготовку по этой специальности, запрещалось создание кафедр (появление первой кафедры в 1908 г. произошло в частном учебном заведении). Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э. Дюркгейма, немецких исследователей М. Вебера, Г. Зимме-ля, российско-американского социолога П.А. Сорокина. Они претендовали на иное видение социологии — не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э. Дюркгейм), действий и взаимодействий (М. Вебер), социальных закономерностей (Г. Зиммель), социальной стратификации (П.А. Сорокин). Именно они положили начало поиску новых подходов, в том числе и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В. Парето, Г. Моска, У. Дильтеем, М.М. Ковалевским, Н.Я. Данилевским, 3. Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины XX в. Особую роль на этом этапе развития социологии сыграл тот факт, что в этот период приобрели права гражданства эмпирические исследования. Если в XIX в. они существовали в зачаточном состоянии, то начиная с 1920-х гг. такие исследования стали основой многих теоретических концепций. Если в западной социологии эти принципиальные новации были связаны с чикагской школой социологии, то в России они ассоциировались с именами П.А. Сорокина, С.Г. Струми-лина, с многими исследователями проблем молодежи, рабочего быта, села, социологии культуры и города. Эти поиски продолжались в течение всего XX в. и привели к третьему, современному, этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии. Структурный функционализм. Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т. Пар-сонсом (1902—1979), опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под видоизмененным названием — структурализм. Во Франции его развивали М. Фуко (1926—1984), К. Леви-Стросс (р. 1908) и др. Основной подход этой теории состоит в определении компонентов общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т. Парсонс считал эталоном и стабильность которого расценивал как большое достижение. Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р. Мер-тон (1910—2003), пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем — уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей. Теории социального конфликта. В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р. Миллс (1916—1962), крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р. Дарендорф (р. 1929) считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их структурирования и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л. Козер (1913—2003), определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. В то же самое время подобная позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования. Бихевиоризм. Творческий импульс этой теории, основанный Э.Л. Торндайком и И.П.Павловым и наиболее полно обоснованной в 1920—1930-х гг. американским психологом и социологом Э.Мейо (1880—1949) состоит в том, что на первое место выдвигается необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. Теория социального обмена. Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж. Хоманс (1910—1989) и П. Блау (р. 1918) исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников. Символический интеракционизм. В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж. Г. Мид (1863—1931) как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория». Феноменологическая социология. Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э. Гуссерля (1859—1938). На основе данной теории возникла социология обыденного сознания, обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А. Шюца (1899— 1959). В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность конструируется посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события согласно их представлениям лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы. В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы — социология знания и этнометодоло-гия (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» — зачаточные знания в примитивных обществах). Социология знания представлена К. Маннгеймом (1893—1947), который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты П. Бергером (р. 1929) и Т. Лук-маном (р. 1927), которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г. Гар-финкель (р. 1917), будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности. В последнюю четверть XX в. получила распространение мир-системная социология,основоположник которой немецкий социолог И. Валлерстайн (р. 1930), работающий в США, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью. Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции, среди которых видное место занимает деятелъностная (активистская) теория, всходящая к идеям М. Вебера и П.А. Сорокина. По мнению французского социолога А. Турена (р. 1925), особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентации. Если в середине XX в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и актив- ного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер и Питирим Сорокин одержали победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах или структурах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции — Парсонса и Мертона — ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятия действия, кризиса, риска и близких к ним категорий '— дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н. Ко-улмен (1926—1995). Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П. Бурдьё (1930—2002) осоциальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве. Необходимо также назвать труды философа и социолога Ю. Хабер-маса (р. 1929), разработавшего концепцию коммуникативного действия. Видное место среди новых теоретических конструкций занимают концепции П. Штомп-ки (р. 1930) о социальных изменениях и его трактовка такой специфической формы их проявления, как социальная травма. Особо следует сказать о развитии советской (российской) социологии. Сразу после Октября 1917 г. первое десятилетие советской власти в целом характеризовалось продолжением традиций социологической мысли, которые сложились на предшествующем этапе с той лишь поправкой, что марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом. И хотя Бухарин впоследствии был репрессирован, эта точка зрения восторжествовала до такой степени, что исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово. Сначала социология получила поддержку потому, что это была официальная позиция, выраженная В.И. Лениным в его проекте развития Социалистической академии, в котором он ставил вопрос о социальных исследованиях. Были созданы институты, занимающиеся различной социологической проблематикой. Директором одного из них стал К.М. Тахтарев (1871-1925). В 1920-е гг. серьезное развитие получили отдельные отрасли социологического знания. В области социологии экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Га-стев (1882—1938), П.М. Керженцев (1881—1940). В этот период были широко известны исследования Е.О. Кабо, Б.Б. Когана и М.С. Лебединского по изучению быта рабочих, А.И. Колодной по проблемам молодежи, А.Б. Гайстера, П.А. Анисимова по сельским вопросам, ИА Загорской и А.В. Трояновского по социологии культуры, Л. Паперного и Б. Сму-левича по социологии города, Е.Н. Анциферова по социологии искусства. Следует сказать, что социология в этот период была представлена не только марксистским направлением. Труды П.А. Сорокина, В.А. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Н.И. Кареева, С.Н. Булгакова, А.С. Звоницкой, В.М. Хвостова и других служили базой для становления принципиально новых подходов в этой науке. В эти годы проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования, среди которых особо хотелось бы отметить комплексный труд А.М. Большакова «Деревня. 1917—1927», в котором дана обстоятельная и весьма противоречивая картина происходящего в советской деревне. С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было прервано. До середины 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Пресле- • дованию подверглись не только точные и естественные науки — кибернетика и генетика. Социологии же нанесли сокрушительный удар почти на два десятка лет раньше, на рубеже 1920—1930-х гг. Справедливости ради следует сказать, что слово «социология» не было полностью запрещено. В работах и выступлениях академика Г.Ф. Александрова (1908—1961) можно встретить его неоднократно. Это объясняется принадлежностью академика к высшей советско-партийной номенклатуре и возможностью высказываться более свободно по этому вопросу. Конкретные методы изучения действительности были запрещены (или не поддерживались), ибо данные этих исследований «портили» или «могли портить» картину официальной идеологии, а приравнивание социологии к историческому материализму позволяло произвольно трактовать якобы на научном уровне некоторые социальные проблемы развития общества. Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил не без серьезных изъянов и издержек. Крепло убеждение в необходимости организации социологических исследований. Первые шаги сделало социологическое образование. Все большее признание получали методы социологии в экономике, политике, в исторических и правовых науках, в языкознании, искусствоведении, литературе. В конце 1950-х гг. были созданы Советская социологическая ассоциация (президент академик Г.П. Францев, 1903— 1968) и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии — сектор труда и быта рабочего класса под руководством Г. В. Осипова. В 1960—1970-е гг. шел трудный и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической науки, ее связи с другими научными дисциплинами. При всей спорности обсуждаемых идей отечественная социология открывала новые грани предмета, объекта и направлений исследования. Начиная с 1960-х гг., были получены значительные результаты по самым .различным вопросам социологии. В этом периоде сложились или начали формироваться несколько различных концепций. Во-первых, возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под социологией подразумевался исторический материализм (B.C. Немчинов, П.Н. Федосеев, Х.Н. Момджян, Д.И. Чес-ноков и др.). На основе этой концепции ее представители отказывали социологии в полноправном участии в разработке проблем социальной жизни, сводя ее только к вспомогательным инструментам. Во-вторых, в этот период получила развитие социетальная концепция социологии. В.Г. Давидюк, В.Я. Ельмеев, Ю.А. Левада, М.Н. Руткевич, Н.И. Лапин рассматривали общество как систему, хотя выражали разные подходы к этой трактовке. В-третьих, была обоснована точка зрения о роли и значения социальности в жизни общества. В работах Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, В.И. Добренькова, Е.Ф. Молевича и других рассматривались различные аспекты социального в жизни общества. Значение этой концепции проявилось в том, что она положила конец идентификации понятий «общественное и «социальное», считая его рядоположенным с экономическим, политическим и духовным. В-четвертых, ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные соц-структурные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социологической науки рассматривались социальные группы, слои, общности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, А.И. Кравченко и др.). Ограниченность этой точки зрения проявилась достаточно быстро, и поэтому ее сторонники дополнили свои представления размышлениями о социальных изменениях, о социальных отношениях, о социальных действиях и т.п. В - п я т ы х, в 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях современной России (А. В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.). В - ш е с т ы х, на грани 1980— 1990-х гг. появились и окрепли акцио-нистские точки зрения, когда в центр внимания социологии были поставлены поведение людей (Ж.Т. Тощенко, С.И. Григорьев, Ю.Г. Волков, В.Г. Хар-чева, А.Г. Эфендиев). Социологические исследования акцентировались на сознании и поведении человека, его активных, творческих и созидательных действиях. И наконец, в 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались в своих поисках на концепции устойчивого развития или теории глобализации (В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.). Становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология обогащалась новыми представлениями, которые определяли ее лицо и имидж. К началу XXI в. российская социология сделала серьезный прорыв в познании социальной реальности и ее особенностей в условиях происходящих кардинальных изменений. Подводя итог сказанному о генезисе идей социологии, необходимо отметить, что особенно привлекательными в новейших концепциях социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология — это наука о социальном поведении» (П.А. Сорокин).«Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей» (Н. Смелзер). «Социология — наука о социальной жизни человека, групп и обществ» (Э. Гидденс). «Социология — это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст. Мур). «Социология — это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж. Мейсионис). Предметом социологии считает социальную деятельность человека Н.И. Лапин. Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке своей сущности каксоциологии жизни (А. Турен, П. Монсон, Ж.Т. Тощенко, С.И. Григорьев, Ю.М. Резник), так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут. В заключение стоит отметить такой существенный факт — некоторые исследователи начинают историю возникновения социологии с древнейших времен. Да, некоторые идеи социальной науки были предвосхищены в трудах Конфуция (ок. 551—479 до н.э.), индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону (428—348 до н.э.), Аристотелю (384—322 до н.э.). Французские просветители XVIII в.' — Жан-Жак Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694— 1778), Дени Дидро (1713—1784), представители утопической мысли — Томас Мор (1478—1535), Томмазо Кампанелла (1568—1639), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771 — 1858) развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все эти социальные идеи, высказанные и сформулированные до XIX в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой.Поэтому неправильно вести ее возникновение с древнейших времен — социология была порождением как нового этапа в развитии человечества, так и качественно нового этапа в развитии научного знания (в рамках социального знания появился его новый вид — социологическое знание). | |
|
Всего комментариев: 0 | |